Что такое сетевые проекты

Одним из основных принципов реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательных учреждений является реализация системно-деятельностного подхода.

Среди задач, которые должна решать его реализация, можно назвать следующие:

  • обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • формирование таких их личностных характеристик как:
  • активное и заинтересованное познание мира;
  • осознание ценности науки и важности образования;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • социальная активность;
  • уважение к другим людям;
  • умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

В частности, в стандарте прописаны такие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, как:

  • личностные:

    • сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;
    • сформированность системы значимых социальных … отношений, … отражающих гражданские позиции в деятельности; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме…;
  • метапредметные:

    • способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий в … познавательной и социальной практике;
    • самостоятельность организации … учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • предметные:

    • преобразование и применение в … учебно-проектных и социально-проектных ситуациях предметных знаний;
    • формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, … методами и приемами.

Таим образом, опираясь на требования стандартов к результатам обучения, современные выпускники основной и средней школы должны быть:

  • профессионально ориентированы;
  • подготовлены к применению научных знаний и методов в личностно-значимой социально-проектной деятельности;
  • уметь сотрудничать в процессе познавательной и социальной деятельности;
  • иметь гражданскую позицию и осознавать российскую идентичность;
  • уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов…

Для достижения этих результатов необходимо включение учащихся в личностно и социально значимую, профессионально-ориентированную научную деятельность, дающую возможность международного сотрудничества и межкультурной коммуникации.

Видом деятельности, удовлетворяющей требованиям социальной значимости, научности, профессиональной ориентированности, международной коммуникации, а также доступной всем желающим принять в ней участие являются международные сетевые исследовательские проекты.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом, согласно Е.С. Полат, мы будем понимать «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности».

Основные отличительные черты сетевого исследовательского проекта, позволяющие формировать вышеперечисленные качества личности:

  • совместная деятельность территориально разделенных групп учащихся над решением общей проблемы, рассмотрение ее с различных точек зрения; основной вид деятельности;
  • работа с информацией; возможность выполнения разных социальных ролей в проекте; создание сетевой среды, обеспечивающей скоординированность деятельности групп учащихся и их руководителей, обмен результатами собственных и совместных разработок.